Dmitry V. Levchuk (llanfajr) wrote,
Dmitry V. Levchuk
llanfajr

(1) Категориальный аппарат теории коммуникации: коммуникация как объект социальной науки.

Информация.

Информация (от лат. informatio ― разъяснение, изложение, осведомленность). Употреблялось для обозначения: 1) действия, связанного с обработкой, приданием формы; 2) понятия, идеи, представления, а также образования, приобретения знания, обучения чему-либо.
В обыденном употреблении термин «информация» относится к фактам и мнениям, которые передаются и получаются в повседневной жизни: СМИ, посредством искусства, мимика, жесты и т. п. Приобретается информация и посредством систематического изучения, оформленная как знание.
Ныне ― в XXI веке ― информация рассматривается как экономический ресурс. Владение, управление и использование информации увеличивают (при правильном её освоении) выгоду многих физических и интеллектуальных процессов. Отсюда заключаем второй аспект информации ― понимание её как потребительского товара.


Коммуникация.

Коммуникация (от лат. communicо – делаю общим, связываю, общаюсь) ― передача некоторого сообщения от источника к получателю. Представляет собой естественный процесс, внутренне присущий любому индивиду (в том числе коммуникация у животных), обмена смыслами между индивидами посредством общей символической системы, или ―  согласно И. А. Ричардсу ― влияния одного сознания на другое сознание, например: сексуальная привлекательность, игровое поведение. Коммуникация может анализироваться различными способами. «Психологи использовали понятие коммуникации в своих исследованиях поведения и психики. Представители социальных наук установили разнообразные формы коммуникации, посредством которых мифы, стили жизни, нравы, традиции передавались из поколения в поколение или от одной части общества другой. Политологи и экономисты признавали, что многие типы коммуникации находятся в самом центре закономерностей социального устройства. Под воздействием новых технологий –  в частности появления мощных компьютеров – математики и инженеры попытались подсчитать и измерить компоненты сообщаемой информации и разработать методы преобразования различных типов сообщения в цифровую форму»[1]. На данный момент коммуникация «просочилась» в различные сферы деятельности человека: индустрия массовой коммуникации; убеждающая коммуникация и использование технологии для формирования вкусов и предпочтений; процессы межличностной коммуникации; динамика вербальной и невербальной коммуникации между индивидами; восприятие различных типов коммуникации; использование коммуникативных технологий в социальных и эстетических целях; развитие релевантной критики в отношении усилий художников, использующих современные коммуникационные технологии.

Обратная связь.

Обратная связь ― составной элемент коммуникативного процесса. Представляет собой ответ получателя, который оформляет и изменяет последующие сообщения источника, т.е. обратное движение  коммуникативного потока.
Обратная связь может быть положительной (способствует дальнейшему развертыванию коммуникативного процесса) и отрицательной (старается изменить или даже прервать коммуникацию); непосредственной (реакции получателя прямо воспринимаются источником) или отсроченной (получатель не находится в непосредственной близости от источника ― его реакции не воспринимаются источником прямо).



Помехи в коммуникации.

Помехи, или шумы, привносимые при передаче сообщения способные воспрепятствовать сообщению достичь места его назначения: семантические (придание различных значений одним и тем же словам или фразам.), механические (проблемы с машиной, которая помогает в осуществлении коммуникации) и помехи окружающей среды (внешние по отношению к коммуникативному процессу и неподконтрольны коммуникатору, например, если беседа происходит в шумном ресторане).

Сообщение.

Элемент коммуникативного акта ― передаваемый объект, трансформирующийся в сигнал, движущийся в материальном пространстве и времени, но имеющий своей целью не переправить сообще­ние из пункта А в пункт В, а достичь своего реципиента и включить смысловое содержание сообщения в его (реципиента) психику, индивидуальную память.
Интересно выражение Маклюэна ставшее афоризмом «the medium is the message»  («средство сообщения и есть сообщение») явившееся «стимулом для многих художников, фотографов и кинорежиссеров, которые приняли его точку зрения, согласно которой современное общество осуществило переход от печатной культуры к культуре визуальной».









[1] Фурс В.В. История наук об информации и коммуникации. Учебное пособие.
Tags: дирижирование разумом, коммуникация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments